Krinitsa

Production Technology

Ale-wort preparation

Ale -wort is the basic intermediate product for producing beer. It represents a polydisperse system with the presence of sweeteners, albumens and hop substances.

The most important technological process in producing wort is the conversion of insoluble components of hop and its substitutes (barley, wheat, rice, corn and other grains) into a soluble essence, as the result of enzymatic reactions.

Ale-wort preparation consists of five basic stages:

  • grain preparation (cleaning, grading, grinding);
  • conversion of extractive grain products (starch, protein etc.) into wort, as a result of mashing;
    mash lautering (wort separation);
  • boiling ale-wort and hops (hopping);
  • wort clarification and cooling.

Grain products preparation

The basic components of malt extract include starch, other carbohydrates and proteins. Therefore, endosperm, that contains all the abovementioned substances, should be grinded as finely as possible. In the process of grinding, flour and fine grist are obtained from a brittle part of endosperm, and coarse grist (coarse grinding) is obtained from the part of a grain opposite to the corcule. As the result of grinding, the obtained malt or the mix of grinded malt and barley or other unmalted materials represents the mix of particles divided by external features into husk, coarse grist, fine grist and flour.

The dry mix of flour and fine grist, from which the extract is obtained, is easily split by enzymes in the process of mashing and then is completely converted into solution. The dry mix can not completely extract from the obtained coarse grist, while the water is hardy coming through. As the grist is slowly split by enzymes, insoluble extract converts into grains.

Lautering rate depends on the grinding quality (content of husks, coarse grist, fine grist, and flour), height of spent grain settlings and volume of grinded malt.

A technologically correct choice of malt and its substitutes along with malt grinding ensure high quality of wort and beer. High quality seasoned malt is the bulk of grain products that are present in mash.
Dust, organic and nonorganic impurities should be removed from malt and its substitutes before grinding. For this purpose, air-sieve separators with magnetic devices, flexible sieves and dusters are used.
Malt is wetted before grinding. That makes coating softer and it comes off a nucleus easily, forming optimal filter bed during mash lautering.

The goal of malt grinding is providing favorable conditions for water and ferments acting at a grind fraction, as well as for physical and chemical processes acceleration; what enables fast dissolving of substances and fermentative conversion of insoluble compounds (starch, proteins etc) into soluble ones. It means that the extract of grain products should be completely converted into wort.

Convertion of grain products extract into solution (mashing)

Mashing of grinded malt and barley with water, as well as heating and boiling of mash mass, take place in a mash mixer.
The goal of mashing of grinded malt or the mix of grinded malt and unmalted grain is solubilization of the maximum quantity of substances with the help of malt enzymes. During the mixing of grinded malt or the mix of grinded malt and unmalted grain, the particles capable of converting to solution without enzymes participation dissolve, and the substances being in a colloidal state swell. The process of mashing requires optimal temperature conditions for fermentation. That is why the mash is aged at a temperature that is most favourable for peptidases and cytolytic enzymes activity...
In the process of mashing, starch goes through three stages of change: gelatinization, dilution and saccharification. Starch dilution results in break-up of starch grains to the size of a molecule and in viscosity reduction. Viscosity reduction is achieved by vigorous blending of starch past, in other words by mechanic grinding of swollen starch grains. From then on, enzymes activity results in immediate viscosity reduction and accumulation of dextrins and maltose.
In brewing, the term "saccharification" means not just conversion of starch into sugar, but as well determination of the change of iodine solution natural colour. Saccharification results in formation of both sugars and dextrins. Iodinated starch has a typical iodine colour. Enzymatic splitting of starch is accompanied by formation of simpler carbohydrate molecules, what influences differently the iodine solution colour. The solution turns its colour from blue, purple and brown to the typical colour of a pure iodine solution. Dextrins, obtained in the result of starch hydrolysis, are simpler carbohydrates as compared to starch, but they have lower reducing capacity in comparison with maltose.
Saccharified mash at 75-78 0С is then transferred to lautering.

Mash lautering

Mash lautering takes place in lautering tuns.

Lautering is the process of separation inhomogeneous systems with a solid internal phase, when porous partitions retain solid particles and let the liquid pass through. Coarse particles of a separated solid phase can act as a filter bed.
Lautering has two stages: first, original (first) wort lautering, and second, sparging, in which the extract kept by grains is removed.
Due to diffusion, the original wort extract converts into solution during sparging. In order to accelerate diffusion, grains are blended and continuously sparged with hot water at a temperature of 75-78 0С.
The use of hotter water will result in amylase inactivation and gelatinization of starch, which remains in malt. That will lead to obtaining trouble wort, which can add starch turbidity to beer.
The original wort and rinse waters must be pure, as the presence of small insoluble particles of mash mass imparts coarse taste to beer and can be the reason for its bed clarification.
The original wort and rinse waters are collected in a lauter receiver, until obtaining a certain weight fraction of solid substances corresponding to a guinness.

Boiling of wort and hops

Wort, transferred from lautering tuns, is boiled together with hops in a brewing cattle.

The goal of boiling of wort together with hops is stabilization of its composition and imparting hop aroma. Boiling serves to concentrate the wort to a desired specific gravity, to extract aroma and bitter substances from hops, to inactivate enzymes, to coagulate proteins and to sterilize wort.

Wort sterilization is necessary for ensuring clarity of fermentation and for obtaining a shelf-stable product, as grinded malt contains a great number of microorganisms. Sterilization is reached after fifteen-minute boiling, and acid reaction of wort contributes a lot to it. Wort sterilization and enzymes splitting enable stability of wort composition before fermentation and a long shelf life of the product. Dilution of specific compounds of hops, accompanied by the chemical interaction between sugars and protein decomposition products, enables the process of aromatization during boiling of wort with hops. Coagulation of proteins and beer clarification are of great importance for the composition, flavour, colour and clarity of beer.

Wort clarification and cooling

The goal of wort clarification and cooling is settling of the entrapped particles, reducing temperature and oxygenizing the air.

Wort clarification takes place in hydrocyclone apparatuses. The hot wort flows tangentially through inlet nozzle into a cylindrical apparatus. The entrapped wort particles gather in the centre of the bottom under the influence of hydrodynamic force and form cone precipitate. The clarified hot wort is transferred for cooling.

Cooled wort must be oxygenized to let yeast propagate at the first stage of fermentation. The injection of sterile filtered air is used for this matter.
Cooling of wort to the fermentation temperature, as well as air oxygenation, takes place in plate-coolers (heat-exchanging apparatuses).

Beer fermentation and afterfermentation

Beer fermentation and afterfermentation takes place in cylindroconical vessels. In the vessels the temperature is controlled with the help of external cooling jackets. When filling a cylindroconical vessel with clarified aerated wort, yeast is added. The vessel is filled just by 80-85% of its total volume, so there is enough space left for foam that forms in the process of active incipient fermentation.

The cylindroconical vessel is equipped with the pipe line that ensures constant bunging pressure, even carbonation and tap of gage pressure to the room without losses. Fermentation takes place at 9-14 °С until the required final degree of wort attenuation is obtained. Next, for cooling and formation of dense yeast precipitate at 0.5-1.5 0С, coolant is delivered to the cooling jacket of the cone.

In the cylindrical section, the temperature of 3-4 °С is kept for five days, afterwards the temperature is equalized with cooling jackets in the whole cylindrical section of the cylindroconical vessel. Yeast is skimmed off for the first time after ten days of fermentation. The process of fermentation and afterfermentation in cylindroconical vessels takes from 14 to 28 days. Yeast is skimmed off for the second time before clarification. Then beer is delivered to separation and filtration.

Beer clarification

Beer turbidity can be explained by the presence of optical inhomogeneities, which initiate active light scattering. Beer contains such entrapped particles as yeast cells, protein-tanning structures, coagulated protein substances and resins. The microscopic constituents of the solid phase with their optical properties, which differ from microscopic properties of the liquid phase, determine beer turbidity.
The process of beer clarification consists in distributing disperse media into solid and liquid phases. It is achieved through separation and lautering.

Bottling

Beer is filled into glass and PET bottles, cans and kegs on an automated filling line. Pasteurization is applied for beer stabilization.

ОАО «Крыница»

Технология производства

Приготовление пивного сусла

Пивное сусло – это основной полуфабрикат для изготовления пива, который представляет собой полидисперсную систему с содержанием сахаристых, белковых и хмелевых веществ.

Самым важным технологическим процессом при изготовлении сусла является преобразование в результате ферментативных реакций нерастворимых компонентов солода и его заменителей (ячмень, пшеница, рис, кукуруза и прочие зерновые культуры) в растворимый экстракт.

Приготовление пивного сусла состоит из пяти основных технологических стадий:
  • подготовка зернопродуктов (очистка, сортировка, дробление);
  • перевод экстрактивных веществ зернопродуктов (крахмал, белок и др.) в раствор, то есть сусло, в результате затирания;
  • фильтрование затора (отделение сусла);
  • кипячение сусла с хмелем (охмеление);
  • осветление и охлаждение сусла.

Подготовка зернопродуктов

Основными компонентами экстракта солода являются крахмал, другие углеводы и белки. Поэтому эндосперм, в котором содержатся указанные вещества, необходимо измельчить как можно мельче. Из хрупкой части эндосперма в процессе дробления получают муку и мелкую крупку, а в противоположной от зародыша части зерна — крупную крупку (грубый помол). В результате такого дробления полученный солод или смесь измельченного солода и ячменя или других несоложеных материалов представляет собой смесь частичек, разделенных по внешним признакам на шелуху, крупную крупку, мелкую крупку и муку.

Сухое вещество муки и мелкой крупки, из которой образовывается экстракт, легко расщепляется ферментами при затирании и полностью переходит в раствор. Из полученной крупной крупки, из-за того, что тяжело просачивается вода, сухое вещество экстрагируется не полностью, поскольку такая крупка медленно расщепляется ферментами, нерастворимый экстракт переходит в дробину.

Скорость фильтрования зависит от качества помола (содержания шелухи, крупной крупки, мелкой крупки, муки), высоты слоя дробины и от объема измельченного солода.

Выбор солода и его заменителей согласно технологическим требованиям и его дробление обеспечивают высокое качество сусла и пива. Основной частью зернопродуктов в заторе является высококачественный отлежавшийся солод.

Перед дроблением солод и его заменители необходимо очистить от пыли, органических и неорганических примесей. Для этого используют воздушно-ситовые сепараторы с магнитными устройствами, подвижными ситами и пылеотделителями.

Перед дроблением солод увлажняют, благодаря чему оболочка становится более мягкой и лучше отделяется от ядра, образовывая оптимальный фильтрационный слой в фильтрационном аппарате при фильтровании затора.

Целью дробления солода является создание благоприятных условий для действия воды и ферментов на фракции помола, а также ускорения физических и химических процессов, чем обеспечивается быстрое растворение веществ и ферментативное преобразование нерастворимых соединений (крахмал, белки и тому подобное) в растворимые, то есть нужно добиться полного переведения экстракта зернопродуктов в сусло.

Перевод экстрактивных веществ зернопродуктов в раствор (затирание)

В заторном аппарате осуществляются смешивание (затирание) измельченного солода и ячменя с водой, нагревание и кипячение заторной массы.

Целью затирания измельченного солода или смеси измельченного солода и несоложеного сырья является перевод в растворимое состояние с помощью ферментов солода максимального количество веществ. При смешивании или смеси измельченных солода и несоложеных материалов растворяются частички веществ, которые способны переходить в раствор без участия ферментов, и набухают вещества, которые находятся в коллоидном состоянии. В процессе затирания необходимо создать оптимальные температурные условия для действия ферментов. Поэтому предусматривают выдержку затора при температуре наиболее благоприятной для действия пептидаз и цитолитических ферментов, накопления мальтозы или декстринов до полного осахаривания крахмала.

В процессе затирания крахмал подвергается изменениям, которые происходят в три стадии: клейстеризация, разжижение и осахаривание. Разжижение крахмала, сопровождается распадом крахмальных зерен к размерам одной молекулы и снижением вязкости. Последнего достигают энергичным размешиванием клейстера, то есть механическим раздавливанием набухших крахмальных зерен. В дальнейшем действие ферментов приводит к резкому снижению вязкости и накоплению декстринов и мальтозы.

Под техническим термином «осахаривание» в пивоварении понимают не только процесс преобразования крахмала в сахар, но и определение изменений природной окраски йодного раствора. При осахаривании образуются как сахара, так и декстрины. Обработанный раствором йода крахмал дает характерную синюю окраску йода. Процесс ферментативного гидролиза крахмала сопровождается образованием менее сложных молекул углеводов, что по-разному изменяет окраску йодного раствора. Последний от синего, фиолетового и коричневого переходит в соответствующую окраску чистого раствора йода. Полученные в результате гидролиза крахмала декстрины являются углеводами менее сложными, чем крахмал, но имеют более низкую редуцирующую способность, чем мальтоза.

Осахаренный затор температурой 75-78 °С передается на фильтрование.

Фильтрование затора

Фильтрование затора проводят в фильтрационных аппаратах.

Фильтрованием называют процесс разделения неоднородных систем с твердой дисперсной фазой, которая основывается на задержании твердых частиц и пропуске жидкости пористыми перегородками. Грубые частички отделяемой твердой фазы могут быть фильтрующим слоем.

Различают две стадии процесса фильтрования: первая, при которой происходит фильтрование первого (основного) сусла, и вторая, когда извлекается вымывной экстракт, удерживаемый дробиной.

В процессе промывания дробины водой удерживаемый ею экстракт первого сусла благодаря процессам диффузии переходит в раствор. С целью ускорения диффузии дробину перемешивают разрыхлителем и непрерывно орошают горячей водой температурой 75-78 °С.

Использование воды более высокой температуры приведет к инактивации амилазы, а также является причиной клейстеризации крахмала, который остался в кончиках солодовых зерен, и как следствие — к получению мутного сусла, пиво из которого может иметь клейстерное помутнение.

Первое сусло и промывные воды должны быть прозрачными, поскольку наличие в них мелких нерастворимых частиц заторной массы придает пиву грубый вкус и может быть причиной его плохого осветления.

Первое сусло и промывные воды собирают в сборнике для фильтрованного сусла до определенной массовой доли сухих веществ соответствующей сорту пива.

Кипячение сусла с хмелем

Сусло, которое поступает из фильтрационного аппарата, кипятят с хмелем в сусловарочном аппарате.

Целью кипячения сусла с хмелем является стабилизация его состава и ароматизация хмелем. Кипячением достигают упаривание сусла до установленной концентрации, экстрагирование из хмеля ароматических и горьких веществ, инактивация ферментов, коагуляция белков и стерилизация сусла.

Стерилизация сусла необходима для обеспечения чистоты брожения и получения стойкого продукта, ведь измельченный солод всегда содержит значительное количество микроорганизмов. Стерилизацию достигают после 15-минутного кипячения, чему в значительной мере оказывает содействие кислая реакция сусла. Стерилизацией сусла и распадом ферментов обеспечиваются стабильность его химического состава до брожения и получение стойкого продукта. Процесс ароматизации при кипячении сусла с хмелем происходит благодаря растворению специфических составных хмеля и химического взаимодействия между сахарами и продуктами распада белков. Процесс коагуляции белков и осветления сусла имеет важное значение для состава, полноты вкуса, цвета и прозрачности пива.

Осветление и охлаждение сусла

Целью осветления и охлаждения сусла является осаждение зависших частиц, снижение температуры, насыщение кислородом воздуха.

Осветление сусла проводят в гидроциклонных аппаратах. Горячее сусло входит в виде струи в цилиндрический аппарат тангенциально через входной патрубок. Зависшие частички сусла под действием гидродинамических сил собираются в центре дна, где образовывается конус осадка. Осветленное горячее сусло передается на охлаждение.

Холодное сусло, готовое для внесения дрожжей, для их размножения на первой стадии брожения должно быть насыщено растворенным кислородом. C этой целью используют впрыск стерильного отфильтрованного воздуха.

Охлаждение сусла до температуры брожения и насыщение кислородом воздуха проводят в пластинчатых охладителях (теплообменниках).

Брожение и дображивание пива

Брожение и дображивание пива проводят в цилиндро-конических танках (ЦКТ). В ЦКТ регулирование температуры осуществляется с помощью внешних охлаждающих рубашек. В процессе заполнения ЦКТ осветленным аэрированным суслом в первую варку вносят дрожжи. Заполняют ЦКТ лишь на 80-85% общего объема, что позволяет предусмотреть достаточное свободное пространство для объема пены, образующейся в ходе активного главного брожения.

ЦКТ оснащен трубопроводом, который обеспечивает в нем постоянное шпунтовое давление и равномерную карбонизацию, отбор избыточного давления без его потерь в помещение. Брожение проводят при температуре 9-14 °С до достижения необходимой конечной степени сбраживания сусла. Затем в рубашку конуса подают хладагент для охлаждения и образования плотного осадка дрожжей при температуре 0,5-1,5 °С.

В цилиндрической части выдерживается температура 3-4 °С на протяжении пяти суток, после чего температура пива выравнивается рубашками по всей цилиндрической части ЦКТ. Через десять суток от начала брожения проводят первое снятие дрожжей. Процесс брожения и дображивания пива в ЦКТ составляет от 14 до 28 суток. Перед осветлением пива осуществляют второе снятие дрожжей, потом пиво подают на сепарирование и фильтрование.

Осветление пива

Помутнение пива объясняется содержанием в нем оптических неоднородностей, которые вызывают интенсивное рассеивание света. В пиве содержатся зависшие частички в виде дрожжевых клеток, белково-дубильных составов, скоагулированных белковых веществ и хмелевых смол. Эти микроскопические включения твердой фазы с их оптическими свойствами, которые отличаются от микроскопических свойств жидкой фазы пива, и обуславливают его мутность.

Процесс осветления пива — распределение дисперсных сред на жидкую и твердую фазы достигают сепарированием и фильтрацией.

Отфильтрованное пиво хранят в сборниках для фильтрованного пива.

Розлив пива

Розлив пива производят на автоматических линиях розлива в стеклянные бутылки, ПЭТ-бутылки, банки, кеги. С целью стабилизации пива применяют пастеризацию.